Как не ладили люди с котом
Раз в год воскресным майским днем в бельгийском городе Ипр с вершины сторожевой башни в ликующую толпу кидают кошек. К счастью, плюшевых. Это отголосок жестокого средневекового обычая. В 962 году правитель Фландрии Балдуин III издал указ: на второй неделе Великого поста сбрасывать кошек со стен замка. Если несчастным животным удавалось после этого выжить, их преследовали и убивали... 
Но почему? Ведь к началу нашей эры кошки уже расселились по всей Европе, защищая дома, амбары и монастырские библиотеки от крыс и мышей, спасая города от смертоносных эпидемий, распространяемых грызунами. Однако, начиная с XIII века, инквизиция объявила войну еретическим сектам и пагубным увлечениям магией и колдовством. Для европейских кошек наступили трудные времена. И церковники, и простые обыватели стали воспринимать кошку как воплощение зла. 
В чем причина такой перемены? В том ли, что верно служа людям, кошки все же оставались хищниками? Способность охотиться в полной темноте наводила на мысль о связи этих животных с силами зла. Кошачий зрачок, меняющийся от падающего на него света, стал символом ненадежности и обмана. Исстари сопровождая хранительницу домашнего очага, кошка в людском сознании соединилась с «женскими пороками» — сладострастием и двуличием. 
Постепенно молва окружила кошек зловещим ореолом: они превратились в предвестников неминуемой беды, болезни и смерти. Особенно не повезло черному коту. Он прочно ассоциировался с ночным мраком и трауром. Люди верили, что черный кот уносит душу умершего хозяина в ад. Идеологи инквизиции ловко воспользовались расхожими предрассудками. 
Папа Григорий IX (1227-1241) поручил борьбу с еретиками монахам-доминиканцам. «Псы господни» — Domini canes (герб ордена — собака с пылающим факелом в зубах) — рьяно взялись за дело. Как тут не вспомнить о вечной вражде собаки и кошки в борьбе за место у хозяйского очага! Помимо прочих грехов, инквизиторы обвиняли представителей религиозных сект и течений — катаров, вальденсов, тамплиеров — в том, что те поклоняются дьяволу в облике огромного черного кота или идолу с головой кошки. В 1200 году богослов Алан Лилльский заявил, что само название «катар» восходит к латинскому cattus — «кот» (на самом деле это греческое katharos — «чистый»). В 1233 году папа Григорий IX в своей булле с отвращением описывал неслыханное кощунство идолопоклонников — почитателей сатанинского кота. Покончив с еретиками, церковь начала охоту на ведьм и колдунов. Во Франции, Испании, Германии, на Британских островах обвиняемые в колдовстве под пытками признавали дьявольскую природу своих домашних животных. Несчастные люди каялись, что, оседлав котов, они отправлялись на шабаш и приносили кошек в жертву, чтобы призывать сатану или заклинать судьбу. Сознавались, что использовали котов для приготовления магических снадобий: растертая в порошок шкура якобы очищает землю, а усы и шерсть нужны для приворотных зелий... Верили ли в это сами инквизиторы? Как знать. Однако церковные суды предписывали сжигать котов вместе с их хозяевами, обвиненными в занятиях магией и сатанизме. «Кошачьи» костры пылали по всей Европе. В Париже вплоть до 1648 года на праздник Иоанна Крестителя (Ивана-Купалы) король собственноручно поджигал хворост на Гревской площади. Над жадными языками огня болтался мешок с кошками. А в Меце во время того же праздника вплоть до 1773 года в клетке заживо сжигали тринадцать котов! В Арденнах в первое воскресенье Великого поста кошек подвешивали на конце шеста и поджаривали живьем. А через пепелище пастухи гнали домашний скот. Считалось, что после этого коровы и овцы не будут болеть и ведьмы не смогут навести на них порчу. В Вестфалии, Швейцарии, Богемии и Польше кошек сжигали, топили, закапывали в землю, сбрасывали с городских стен. 
Словом, средневековым европейцам приходилось терпеть кошек в домах (кто-то ведь должен ловить мышей!), но теплых чувств к ним люди не испытывали. На ярмарках простолюдины развлекались, стреляя из лука по подвешенным корзинам с кошками. А короли и вельможи забавлялись «кошачьей музыкой»: животных, запертых в узких ящиках, за хвост привязывали к клавишам органа. Во время «игры» на инструменте кошки истошно мяукали. 
И все-таки с конца XVI века негативное отношение постепенно уступает место былой привязанности. Кардинал Ришелье обожал своих кошек. Среди его любимцев был и черный кот по кличке... Люцифер! Поклонником кошек слыл и король Людовик XIV. Именно он запретил «кошачьи аутодафе» на Ивана-Купалу. В 1697 году французский писатель Шарль Перро издал книжку «Сказки матушки Гусыни», в которой появился героический персонаж по имени Кот в сапогах. Ловкий хитрец обеспечил хозяину богатство и славу, а своим собратьям вернул доброе имя. В эпоху Просвещения кошки добились полной реабилитации. Изящество и грация этих животных пленяли прозревших европейцев. Избалованные любимицы стали живым «атрибутом» аристократических салонов и, как в древности, настоящим объектом поклонения. 

Жан-Ив Дюран Журнал «GEO», Август 2005


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел

Страницы: Пред. 1 ... 20 21 22 23 24 ... 34 След.
0
Guest
Имя Цитировать 0
0
Guest
Имя Цитировать 0
0
Guest
Имя Цитировать 0
0
Guest
Are you searching for  cheap assignment writers ? We are the best solution for you. Contact us today and get the best.
cheap assignment writing service uk
Accounting Homework help
Coursework Help
University assignment help
Имя Цитировать 0
0
Guest
Are you searching for nursing writing services? We are the best solution for you.
These are some of the services that we offer.
Nursing capstone writing help
Nursing pico writing help
Nursing writing help
dnp capstone project writers
Имя Цитировать 0
0
Guest
Имя Цитировать 0
0
Guest
Имя Цитировать 0
0
Guest
Имя Цитировать 0
0
Guest
Имя Цитировать 0
0
Guest
Имя Цитировать 0
Страницы: Пред. 1 ... 20 21 22 23 24 ... 34 След.
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
https://www.facebook.com/groups/katusclub/