В норме, хвост у животного единственный. Как и голова. А вот «фасоны» этой части тела бывают разные. Даже в пределах одного биологического вида.
У ископаемых предков млекопитающих хвосты были строго обязательны. За миллионы лет, однако, часть позвоночных его «потеряла». За примерами далеко ходить не надо взглянем на себя, любимых, и на человекообразных обезьян. И если время от времени мы сетуем на недостаток рук, то об отсутствии хвоста как-то не жалеем. Кошкам такой подход непонятен в принципе. С помощью хвоста они двигаются, общаются, греются и... развлекаются. Ведь ловить свой собственный хвост можно бесконечно, это замечательная игрушка.
Хвост может служить ориентиром, а может - предупреждением. Скунс своим высоко поднятым пушистым хвостом оповещает возможных любителей полакомиться, что они рискуют получить в морду заряд жидкости с отвратительным запахом. А вот гремучая змея решила проблему не визуально, а музыкально: во время линьки на кончике её хвоста образуется «погремушка» из сброшенной кожи.
Испуганная змея сворачивается в кольцо и, приподняв кончик хвоста, начинает им вибрировать. При этом возникает довольно странный звук, предупреждающий: «Не подходи!». Но хвост может не только отпугивать, но и привлекать. Ярко окрашенные хвосты служат у птиц опознавательным знаком во время. У животных древесных лесов: белок, куниц, соболей - и тропических: лемуров, руконожек, некоторых обезьян, представителей семейства виверовых и у многих других - хвост совмещает свойства балансира и парашюта, служит рулём.
Для кенгуру, передвигающихся огромным прыжками, увесистый хвост является балансиром, а ещё - третьей ногой, на которую так удобно опираться во время отдыха. Мелкие бегуны-прыгуны типа тушканчиков виртуозно «рулят» длинным хвостом с пышной кисточкой на конце. Про обитателей воды можно и не говорить, хвост у них выполняет функцию двигателя. А у птиц - тормоза, при посадке они развёртывают его веером.
Кошка использует хвост как своеобразный руль при падении с высоты и прыжках; считается даже, что он, как дополнительный балансир, помогает кошачьей походке стать мягкой и почти бесшумной. В холода, сворачиваясь клубочком, хвостом можно прикрыть нос (память о ночёвках в снегу — многие обладатели пушистых хвостов «утепляются» именно так). Бесхвостые кошки при общении между собой или с хозяевами компенсируют отсутствие хвоста усилением сигналов, которые подаются головой, глазами, ушами, усами, носом, языком, звуками.
Демонстративные позы хвоста (сигналы) подскажут владельцу, что собирается делать кошка. Учёные-этологи по различным движениям хвоста определили показатели настроения и общения усатых. Поднимает трубой - довольна; слегка шевелит кончиком — проявляет интерес; подёргивает им — сердится, предостерегает; машет из стороны в сторону — не в настроении; вытянут на весу назад и неподвижен — готовится к атаке; опущен между задними конечностями — сильный испуг; лёжа стучит об пол — рассержена; сильно распушает хвост (выглядит больше, чем есть на самом деле) — готовность к атаке.
Хвост помогает многим животным лазать по древесным стволам и отвесным скалам. Цепкохвостые обезьяны и североамериканские опоссумы передвигаются по деревьям, цепляясь хвостом за ветви, и могут даже повиснуть на нём. Опоссум и щёткохвостая кенгуровая крыса вообще используют хвост как руку: строя гнездо, самка носит в дупло сено не по травинке, а целыми пучками, обвив их своим хвостом. Цепкохвостые обезьяны также могут, уцепившись за ветку конечностями, срывать и подносить плоды ко рту хвостом.
Дятел, обнаружив личинок жука-короеда, цепляется коготками за неровности коры и упирается в ствол концами перьев хвоста. Поза получается достаточно устойчивой, чтобы с силой долбить дерево.
Кошачий хвост бьёт мягко, а вот у льва кончик хвоста покрыт ороговевшей кожей -получается своеобразный «хвостовой коготь». Морской кот (скат-хвостокол) носит на хвосте длинный, зазубренный по краям и острый шип - настоящее оружие. Крупные ящерицы, например вараны, тоже обороняются, нанося удары хвостом не хуже мифического дракона, а мелкие - напряжением специальных мышц переламывают.
Анатомия вопроса
Хвост можно назвать, пожалуй, логическим окончанием позвоночного столба. Хотя то, что позвонки крестцового отдела, от которого хвост берёт начало, срослись в единую кость, придаёт ему как бы особый статус. Внешне он напоминает гибкий постепенно сужающийся хлыст: по направлению к концу позвонки уменьшаются в диаметре и становятся короче. Первые 5-8 позвонков сохраняют свои части — тело и дугу. У последующих позвоночный канал отсутствует, остаются лишь тела позвонков. В хвосте выделяют три части: корень, стебель (собственно хвост) и кончик хвоста. Корень: 4- 6 позвонков, из них ближайшие к крестцу — короткие, широкие и уплощённые, форма пятого-шестого уже приближается к цилиндрической. Стебель: 10-15 позвонков с удлиняющимися цилиндрическими гладкими телами. Кончик: тела позвонков постепенно укорачиваются и утончаются. Хвост заканчивается самым маленьким и тонким, рудиментарным или недоразвитым, часто асимметричным или острым, концевым позвонком.
Тела позвонков соединены между собой межпозвонковыми дисками, эластичность которых обеспечивает столь разнообразные движения хвоста. Прочность соединению придают три типа связок, а движения хвоста осуществляются с помощью трёх длинных и множества коротких хвостовых мышц. Общее число хвостовых позвонков может варьироваться от 20 до 27. Соответственно варьируется и длина хвоста (измеряют от крестца до самого кончика), зависящая от числа и длины позвонков.
Самые длинные коты, попавшие в Книгу рекордов Гиннеса - мейн-куны. Замеряли рекордсменов от кончика носа до кончика хвоста (120 см, 121,9 см, 123,5 см), значит, хвосты были никак не меньше 40 см. Ещё длинными хвостами славятся норвежские лесные и кошки сиамо-ориентальной группы. Честно говоря, эксперты длину оценивают на глазок, а измеряют хвосты разве что на специальных конкурсах на выставках кошек. А вот у всех бобтейлов (курильских, карельских, меконгских, японских, американских) и пикси-бобов - укороченные хвостики, в которых допустимы узлы, изломы, изогнутость и даже спиральная закрученность.
А среди мэнских кошек и кимриков (те же мэнксы, но с длинной шерстью) встречаются и полностью бесхвостые особи. Особо отметим форму хвоста рингтейла или кольцехвостой кошки, редкой породы, выведенной в США (ей всего-то 12 лет). Длинные и мускулистые хвосты взрослых рингтейлов заворачиваются наверх, на спину, как у собак лаек. Правда, порода непризнана ни в одной крупной фелинологической организации, но американцы, энтузиасты по закреплению пород с оригинальными признаками, на полпути не останавливаются.
Пять баллов за хвост!
Для непосвящённых во все тонкости разведения кошек хвосты - объект восхищения или удивления. Для заводчиков и экспертов хвост — важная «деталь» экстерьера по стандарту, в котором для разных пород прописывают длину, толщину, округлость или остроту кончика хвоста и опушённость. Хвосты пушистых кошек называют опахалом, веером, у короткошёрстных кошек плотного телосложения (например, британских и экзотов) хвост сравнивают с толстой колбаской.
У снежного барса, или ирбиса (Uncia uncia), при длине тела от 80 до 105 см хвост вытянут на % длины тела. У него же и самый пушистый хвост, он согревается им, обернув вокруг себя. Очень длинный хвост у дымчатого леопарда (Neofelis nebulosa). При длине тела самца в 108 см хвост достигает 90 см. Забывая убрать свисающий с дерева хвост, леопард становится лёгкой добычей охотников. У мраморной кошки (Felis marmorata) при длине тела от 46 до 60 см хвост достигает 45-54 см. Среди диких кошек есть род рысей, в котором все виды имеют сильно укороченные хвосты (при длине тела 76-106 см длина хвоста 10-20 см).
Хвосты всех голых кошек называют хлыстообразными и даже крысиными. Если хвост у породистой кошки имеет нормальную длину, но наделён врождённым недостатком (излом, утолщение позвонков, крючок на конце), то животное не может принимать участия в выставках и разведении, так как дефекты хвоста передаются по наследству. Исключение — бобтейлы, мэнксы и др., у которых дефект стал породообразующим признаком.
Безусловным рекордсменом по длине хвоста является петух породы онагадори. Длина главного украшения птицы - от 7,5 до 13 метров. Что же касается диких птиц, то здесь лидирует фазан Рейнарта, хвост которого в длину достигает 173 сантиметров. Стоит вспомнить и павлина, с его разноцветным веером. Правда, надо сказать, что это и не хвост вовсе, а верхние покровные перья длиной до 160 см. Что же касается соотношения длины тела и хвоста, то здесь рекорд принадлежит трёхпалому полутушканчику. Это самый маленький грызун на планете: его вес - всего 3 г, длина тела - 5 см, зато хвост достигает 25 см в длину.
Деформации хвоста в большинстве своём являются следствием сращений или неправильного развития хвостовых позвонков. Это, как правило, наследственные пороки (могут играть роль до 20 наследственных факторов). Условно их разделяют на три группы: генетическое уродство отдельных позвонков; сращение/окостенение двух и более позвонков; нарушение взаимного расположения двух позвонков относительно оси хвоста. Все варианты аномалий (кроме посттравматических) наиболее часто проявляются в возрасте от 2 до 8 месяцев, хотя деформации последнего и предпоследнего позвонков могут возникать и на протяжении всей жизни животного.
Мутации, которые отвечают за эти проявления, влияют также и на развитие всего скелета. Иногда это касается только позвоночного столба и черепа, а иногда и конечностей, включая пальцы. Известны случаи, когда отклонения в строении скелета были ассоциированы с пороками различных органов. Фактом является и то, что ген кошачьей вислоухости не только размягчает ушной хрящ, но и влияет на костную и хрящевую ткань. В гомозиготном состоянии этот ген приводит к нарушению формирования костной системы.
У крыс хвосты являются причиной такого жутковатого явления, как «крысиный король», когда несколько (иногда до 30!) животных намертво сцепляются хвостами, образуя клубок. Предполагают, что одной из причин этого явления является теснота норы, в которой находятся новорождённые крысята. Их ещё мягкие и покрытые слизью хвосты во время возни перепутываются между собой и буквально завязываются в узел. По мере стремительного роста крысят хвосты отвердевают, и животные уже не могут расцепиться. Передвигается такая «структура» с трудом, однако и погибает далеко не сразу - у крыс, живущих в высокоорганизованном сообществе, принята взаимовыручка. «Крысиный король» - зрелище не для слабонервных, но к счастью, встречается такое уродство достаточно редко, с XVI века найдено и описано около 60 случаев.
Хвосты могут стать причиной получения серьёзной травмы. Хвост можно прищемить дверью (возникает опухоль), после чего он навсегда остаётся искривлённым, или, при открытом переломе, его придётся укорачивать хирургическим путём. Хвост может пострадать от зубов соплеменников или собаки. Наконец, известны случаи, когда коты опаляли хвосты у открытого огня (камина) или запрыгивая на газовую плиту.
Во избежание проблем с любой травмой хвоста необходимо показаться ветеринарному врачу. Проблемным на определённом возрастном этапе становится пиодермия хвоста племенных производителей, вызываемая гиперактивностью сальных желёз, когда при общении с соплеменниками решающее значение у самцов приобретает крупная сальная и апокриновая железа, расположенная в основании хвоста. У сверхактивных самцов функционирование желёз вызывает потерю волос верхней хвостовой части.
Иногда рождаются животные с двумя хвостами. Насколько нам известно, к лишнему хвосту обычно «прилагались» и лишние ноги. Народная молва всегда объявляла рождение таких уродцев признаком грядущего лихолетья и происками тёмных сил. В мифологии лишний хвост приписывается магическим животным и оборотням. Так, знаменитая японская некомата - кошка-оборотень с раздвоенным хвостом; она может создавать призрачные огненные шары и ходить на задних лапах. Чаще всего некоматой оказывается дух погибшей женщины, пускающей в ход кошачью магию, дабы отомстить мужу, по вине которого она погибла, или иному обидчику...
"Мой друг кошка" январь 2014
|
https://www.facebook.com/groups/katusclub/ |